Оглавление

threejsfundamentals.org

Fix, Fork, Contribute

Three.js Туман

Эта статья является частью серии статей о three.js. Первая статья - основы Three.js. Если вы еще не читали их, и вы новичок в three.js, возможно, вы захотите начать с них. Если вы еще не читали о камерах, вы можете начать с этой статьи.

Туман в 3D-движке - это, как правило, способ затухания до определенного цвета в зависимости от расстояния до камеры. В three.js вы добавляете туман, создавая объект Fog или FogExp2 и устанавливая его в свойстве сцены fog.

Fog позволяет выбирать near и far настройки, которые находятся на расстоянии от камеры. Все, что near не подвержено влиянию тумана. Все, что far - это цвет тумана. Части между near и far переходят от их материального цвета к цвету тумана.

Есть также FogExp2, который растет экспоненциально с расстоянием от камеры.

Чтобы использовать любой тип тумана, вы создаете его и назначаете его сцене, как в

const scene = new THREE.Scene();
{
  const color = 0xFFFFFF;  // white
  const near = 10;
  const far = 100;
  scene.fog = new THREE.Fog(color, near, far);
}

или для FogExp2 это будет

const scene = new THREE.Scene();
{
  const color = 0xFFFFFF;
  const density = 0.1;
  scene.fog = new THREE.FogExp2(color, density);
}

FogExp2 ближе к реальности, но Fog используется чаще, поскольку он позволяет вам выбрать место для нанесения тумана, чтобы вы могли решить показать чистую сцену на определенном расстоянии, а затем исчезновение до некоторого цвета за этим расстоянием.

THREE.Fog
THREE.FogExp2

Важно отметить, что туман применяется к вещам, которые отображаются. Это часть расчета каждого пикселя цвета объекта. Это означает, что если вы хотите, чтобы ваша сцена стала блеклой, вам нужно установить туман и цвет фона на один и тот же цвет. Цвет фона устанавливается с помощью свойства scene.background. Чтобы выбрать цвет фона, вы прикрепляете к нему THREE.Color. Например

scene.background = new THREE.Color('#F00');  // red
fog blue, background red
fog blue, background blue

Вот один из наших предыдущих примеров с добавленным туманом. Единственное добавление - сразу после настройки сцены мы добавляем туман и устанавливаем цвет фона сцены

const scene = new THREE.Scene();

+{
+  const near = 1;
+  const far = 2;
+  const color = 'lightblue';
+  scene.fog = new THREE.Fog(color, near, far);
+  scene.background = new THREE.Color(color);
+}

В приведенном ниже примере near камеры равен 0,1, а far - 5. Камера находится в точке z = 2. Кубики имеют размер 1 и имеют значение z = 0. Это означает, что при настройке тумана near = 1 и far = 2 кубики исчезнут прямо вокруг их центра.

Давайте добавим интерфейс, чтобы мы могли настроить туман. Мы снова будем использовать dat.GUI. dat.GUI принимает объект и свойство и автоматически создает интерфейс для этого типа свойства. Мы могли бы просто позволить ему манипулировать свойствами near и far тумана, но недопустимо иметь near больше, чем far, поэтому давайте создадим помощник, чтобы dat.GUI мог манипулировать свойством near и far, но мы убедимся, что near меньше или равно far и far больше или равно near.

// We use this class to pass to dat.gui
// so when it manipulates near or far
// near is never > far and far is never < near
class FogGUIHelper {
  constructor(fog) {
    this.fog = fog;
  }
  get near() {
    return this.fog.near;
  }
  set near(v) {
    this.fog.near = v;
    this.fog.far = Math.max(this.fog.far, v);
  }
  get far() {
    return this.fog.far;
  }
  set far(v) {
    this.fog.far = v;
    this.fog.near = Math.min(this.fog.near, v);
  }
}

Затем мы можем добавить это так

{
  const near = 1;
  const far = 2;
  const color = 'lightblue';
  scene.fog = new THREE.Fog(color, near, far);
  scene.background = new THREE.Color(color);
+
+  const fogGUIHelper = new FogGUIHelper(scene.fog);
+  gui.add(fogGUIHelper, 'near', near, far).listen();
+  gui.add(fogGUIHelper, 'far', near, far).listen();
}

Параметры near и far задают минимальные и максимальные значения для регулировки тумана. Они устанавливаются при настройке камеры.

.Listen () в конце последних 2 строк указывает dat.GUI прослушивать изменения. Таким образом, когда мы меняем near на far или мы меняем far на near dat.GUI обновит интерфейс другого свойства для нас.

Также было бы неплохо иметь возможность изменить цвет тумана, но, как было упомянуто выше, нам нужно синхронизировать цвет тумана и цвет фона. Итак, давайте добавим еще одно виртуальное свойство в наш помощник, который будет устанавливать оба цвета, когда dat.GUI манипулирует им.

dat.GUI может манипулировать цветами 4 способами, как шестнадцатеричная строка из 6 цифр CSS (например: # 112233). Как тон, насыщенность, яркость объекта (например: {h: 60, s: 1, v:}). Как массив RGB (например: [255, 128, 64]). Или как массив RGBA (например: [127, 200, 75, 0.3]).

Для нашей цели проще всего использовать шестнадцатеричную версию, поскольку таким образом dat.GUI манипулирует только одним значением. К счастью, THREE.Color как метод getHexString который мы используем, чтобы легко получить такую cтроку - нам просто нужно добавить «#» вперед.

// We use this class to pass to dat.gui
// so when it manipulates near or far
// near is never > far and far is never < near
+// Also when dat.gui manipulates color we'll
+// update both the fog and background colors.
class FogGUIHelper {
*  constructor(fog, backgroundColor) {
    this.fog = fog;
+    this.backgroundColor = backgroundColor;
  }
  get near() {
    return this.fog.near;
  }
  set near(v) {
    this.fog.near = v;
    this.fog.far = Math.max(this.fog.far, v);
  }
  get far() {
    return this.fog.far;
  }
  set far(v) {
    this.fog.far = v;
    this.fog.near = Math.min(this.fog.near, v);
  }
+  get color() {
+    return `#${this.fog.color.getHexString()}`;
+  }
+  set color(hexString) {
+    this.fog.color.set(hexString);
+    this.backgroundColor.set(hexString);
+  }
}

Затем мы вызываем gui.addColor, чтобы добавить интерфейс цвета для виртуального свойства нашего помощника.

{
  const near = 1;
  const far = 2;
  const color = 'lightblue';
  scene.fog = new THREE.Fog(color, near, far);
  scene.background = new THREE.Color(color);

*  const fogGUIHelper = new FogGUIHelper(scene.fog, scene.background);
  gui.add(fogGUIHelper, 'near', near, far).listen();
  gui.add(fogGUIHelper, 'far', near, far).listen();
+  gui.addColor(fogGUIHelper, 'color');
}

Вы можете видеть near до 1,9, а far до 2,0 дает очень резкий переход между незатуманенным и полностью затуманенным. где near = 1,1 и far = 2,9 должны быть примерно самыми гладкими, учитывая, что наши кубики вращаются на 2 единицы от камеры.

И последнее: на материале существует логическое свойство fog, определяющее, влияет ли туман на объекты, созданные с этим материалом. По умолчанию это true для большинства материалов. В качестве примера того, почему вы можете захотеть отключить туман, представьте, что вы делаете 3D-симулятор автомобиля с видом с места водителя или из кабины. Вы, вероятно, хотите, чтобы тумана не было внутри, если смотреть изнутри автомобиля.

Лучшим примером может быть дом и густой туман вне дома. Допустим, туман установлен на расстоянии 2 метра ( near = 2) и полностью затуманен на 4 метра ( far = 4). Комнаты длиннее 2 метров, а дом, вероятно, длиннее 4 метров, поэтому вам необходимо установить материалы для внутренней части дома, чтобы не было тумана, в противном случае, если вы будете стоять внутри дома, глядя на стену в дальнем конце комнаты, она будет в тумане.

fog: true, all

Обратите внимание, что на стены и потолок в дальнем конце комнаты распространяется туман. Отключив туман для материалов дома, мы можем решить эту проблему.

fog: true, only outside materials

Нашли ошибку? Создайте issue на github.
comments powered by Disqus

Table of Contents

threejsfundamentals.org

Three.js Fog

This article is part of a series of articles about three.js. The first article is three.js fundamentals. If you haven't read that yet and you're new to three.js you might want to consider starting there. If you haven't read about cameras you might want to start with this article.

Fog in a 3D engine is generally a way of fading to a specific color based on the distance from the camera. In three.js you add fog by creating Fog or FogExp2 object and setting it on the scene's fog property.

Fog lets you choose near and far settings which are distances from the camera. Anything closer than near is unaffected by fog. Anything further than far is completely the fog color. Parts between near and far fade from their material color to the fog color.

There's also FogExp2 which grows expotentially with distance from the camera.

To use either type of fog you create one and and assign it to the scene as in

const scene = new THREE.Scene();
{
  const color = 0xFFFFFF;  // white
  const near = 10;
  const far = 100;
  scene.fog = new THREE.Fog(color, near, far);
}

or for FogExp2 it would be

const scene = new THREE.Scene();
{
  const color = 0xFFFFFF;
  const density = 0.1;
  scene.fog = new THREE.FogExp2(color, density);
}

FogExp2 is closer to reality but Fog is used more commonly since it lets you choose a place to apply the fog so you can decide to show a clear scene up to a certain distance and then fade out to some color past that distance.

THREE.Fog
THREE.FogExp2

It's important to note that the fog is applied to things that are rendered. It is part of the calculation of each pixel of the color of the object. What that means is if you want your scene to fade to a certain color you need to set the fog and the background color to the same color. The background color is set using the scene.background property. To pick a background color you attach a THREE.Color to it. For example

scene.background = new THREE.Color('#F00');  // red
fog blue, background red
fog blue, background blue

Here is one of our previous examples with fog added. The only addition is right after setting up the scene we add the fog and set the scene's backgound color

const scene = new THREE.Scene();

+{
+  const near = 1;
+  const far = 2;
+  const color = 'lightblue';
+  scene.fog = new THREE.Fog(color, near, far);
+  scene.background = new THREE.Color(color);
+}

In the example below the camera's near is 0.1 and its far is 5. The camera is at z = 2. The cubes are 1 unit large and at Z = 0. This means with a fog setting of near = 1 and far = 2 the cubes will fade out right around their center.

Let's add an interface so we can adjust the fog. Again we'll use dat.GUI. dat.GUI takes an object and a property and automagically makes an interface for that type of property. We could just simply let it manipulate the fog's near and far properties but it's invalid to have near be greater than far so let's make a helper so dat.GUI can manipulate a near and far property but we'll make sure near is less than or equal to far and far is greater than or equal near.

// We use this class to pass to dat.gui
// so when it manipulates near or far
// near is never > far and far is never < near
class FogGUIHelper {
  constructor(fog) {
    this.fog = fog;
  }
  get near() {
    return this.fog.near;
  }
  set near(v) {
    this.fog.near = v;
    this.fog.far = Math.max(this.fog.far, v);
  }
  get far() {
    return this.fog.far;
  }
  set far(v) {
    this.fog.far = v;
    this.fog.near = Math.min(this.fog.near, v);
  }
}

We can then add it like this

{
  const near = 1;
  const far = 2;
  const color = 'lightblue';
  scene.fog = new THREE.Fog(color, near, far);
  scene.background = new THREE.Color(color);
+
+  const fogGUIHelper = new FogGUIHelper(scene.fog);
+  gui.add(fogGUIHelper, 'near', near, far).listen();
+  gui.add(fogGUIHelper, 'far', near, far).listen();
}

The near and far parameter set the minimum and maximum values for adjusting the fog. They are set when we setup the camera.

The .listen() at the end of the last 2 lines tells dat.GUI to listen for changes. That way when we change near because of an edit to far or we change far in response to an edit to near dat.GUI will update the other property's UI for us.

It might also be nice to be able to change the fog color but like was mentioned above we need to keep both the fog color and the background color in sync. So, let's add another virtual property to our helper that will set both colors when dat.GUI manipulates it.

dat.GUI can manipulate colors in 4 ways, as a CSS 6 digit hex string (eg: #112233). As an hue, saturation, value, object (eg: {h: 60, s: 1, v: }). As an RGB array (eg: [255, 128, 64]). Or, as an RGBA array (eg: [127, 200, 75, 0.3]).

It's easiest for our purpose to use the hex string version since that way dat.GUI is only manipulating a single value. Fortunately THREE.Color as a getHexString method we get use to easily get such a string, we just have to prepend a '#' to the front.

// We use this class to pass to dat.gui
// so when it manipulates near or far
// near is never > far and far is never < near
+// Also when dat.gui maniplates color we'll
+// update both the fog and background colors.
class FogGUIHelper {
*  constructor(fog, backgroundColor) {
    this.fog = fog;
+    this.backgroundColor = backgroundColor;
  }
  get near() {
    return this.fog.near;
  }
  set near(v) {
    this.fog.near = v;
    this.fog.far = Math.max(this.fog.far, v);
  }
  get far() {
    return this.fog.far;
  }
  set far(v) {
    this.fog.far = v;
    this.fog.near = Math.min(this.fog.near, v);
  }
+  get color() {
+    return `#${this.fog.color.getHexString()}`;
+  }
+  set color(hexString) {
+    this.fog.color.set(hexString);
+    this.backgroundColor.set(hexString);
+  }
}

We then call gui.addColor to add a color UI for our helper's virutal property.

{
  const near = 1;
  const far = 2;
  const color = 'lightblue';
  scene.fog = new THREE.Fog(color, near, far);
  scene.background = new THREE.Color(color);

*  const fogGUIHelper = new FogGUIHelper(scene.fog, scene.background);
  gui.add(fogGUIHelper, 'near', near, far).listen();
  gui.add(fogGUIHelper, 'far', near, far).listen();
+  gui.addColor(fogGUIHelper, 'color');
}

You can see setting near to like 1.9 and far to 2.0 gives a very sharp transition between unfogged and completely fogged. where as near = 1.1 and far = 2.9 should just about be the smoothest given our cubes are spinning 2 units away from the camera.

One last thing, there is a boolean fog property on a material for whether or not objects rendered with that material are affected by fog. It defaults to true for most materials. As an example of why you might want to turn the fog off, imagine you're making a 3D vehicle simulator with a view from the driver's seat or cockpit. You probably want the fog off for everything inside the vehicle when viewing from inside the vehicle.

A better example might be a house and thick fog outside house. Let's say the fog is set to start 2 meters away (near = 2) and completely fogged out at 4 meters (far = 4). Rooms are longer than 2 meters and the house is probably longer than 4 meters so you need to set the materials for the inside of the house to not apply fog otherwise when standing inside the house looking outside the wall at the far end of the room will look like it's in the fog.

fog: true, all

Notice the walls and ceiling at the far end of the room are getting fog applied. By turing fog of on the materials for the house we can fix that issue.

fog: true, only outside materials

Questions? Ask on stackoverflow.
Suggestion? Request? Issue? Bug?
comments powered by Disqus