Оглавление

threejsfundamentals.org

Fix, Fork, Contribute

Материалы Three.js

Эта статья является частью серии статей о three.js. Первая была об основах. Если вы её еще не читали, советую вам сделать это.

Three.js предоставляет несколько типов материалов. Они определяют, как объекты будут появляться на сцене. Какие материалы вы используете, зависит от того, чего вы пытаетесь достичь.

Есть 2 способа установить большинство свойств материала. Один во время создания, который мы видели раньше.

const material = new THREE.MeshPhongMaterial({
  color: 0xFF0000,    // red (можно также использовать css цвета)
  flatShading: true,
});

Другой после создания

const material = new THREE.MeshPhongMaterial();
material.color.setHSL(0, 1, .5);  // red
material.flatShading = true;

обратите внимание, что свойства типа THREE.Color могут быть установлены несколькими способами.

material.color.set(0x00FFFF);    // так же, как в CSS #RRGGBB
material.color.set(cssString);   // любой CSS цвет, например 'purple', '#F32', 
                                 // 'rgb(255, 127, 64)',
                                 // 'hsl(180, 50%, 25%)'
material.color.set(someColor)    // или другой THREE.Color
material.color.setHSL(h, s, l)   // где h, s, и l от 0 до 1
material.color.setRGB(r, g, b)   // где r, g, и b от 0 до 1

И во время создания вы можете передать либо шестнадцатеричное число либо строку CSS

const m1 = new THREE.MeshBasicMaterial({color: 0xFF0000});         // red
const m2 = new THREE.MeshBasicMaterial({color: 'red'});            // red
const m3 = new THREE.MeshBasicMaterial({color: '#F00'});           // red
const m4 = new THREE.MeshBasicMaterial({color: 'rgb(255,0,0)'});   // red
const m5 = new THREE.MeshBasicMaterial({color: 'hsl(0,100%,50%)'); // red

прим. переводчика: Блик - световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности. Зеркальное отражение я часто буду называть бликом, хотя это скорее частный случай.

Итак, давайте рассмотрим набор материалов Three.js.

MeshBasicMaterial не зависит от света. MeshLambertMaterial вычисляет освещение только в вершинах vs, MeshPhongMaterial который вычисляет освещение в каждом пикселе и MeshPhongMaterial также поддерживающий блики.

Basic
Lambert
Phong
низкополигональные модели с теми же материалами

shininess устанавливает MeshPhongMaterial определяя блеск от бликов. Значение по умолчанию - 30.

shininess: 0
shininess: 30
shininess: 150

Обратите внимание, что установка светимости (emissive свойства) для цвета MeshLambertMaterial или MeshPhongMaterial и установка color в черный (и shininess в 0 для Фонга) в конечном итоге будет выглядеть как MeshBasicMaterial.

Basic
color: 'purple'
Lambert
color: 'black'
emissive: 'purple'
Phong
color: 'black'
emissive: 'purple'
shininess: 0

Зачем нам все 3, когда MeshPhongMaterial может делать то же самое, что MeshBasicMaterial и MeshLambertMaterial? Причина в том, что более сложный материал требует больше ресурсов графического процессора. На более медленном GPU, например, на мобильном телефоне, возможно, вы захотите уменьшить мощность графического процессора, необходимую для рисования вашей сцены, используя один из менее сложных материалов. Из этого также следует, что если вам не нужны дополнительные функции, используйте самый простой материал. Если вам не нужно освещение и блики, используйте MeshBasicMaterial.

MeshToonMaterial похож на MeshPhongMaterial с одной большой разницей. Вместо плавного затенения он использует карту градиента (текстуру размером X на 1) для выбора оттенка. По умолчанию используется карта градиента, яркость которой составляет 70% для первых 70% и 100% после, но вы можете предоставить свою собственную карту градиента. Это в конечном итоге дает 2 тона, которые выглядят как мультфильм.

Далее идут 2 физически обоснованных материала. Physically Based Rendering часто сокращается как PBR.

Приведенные выше материалы используют простую математику для создания материалов, которые выглядят трехмерными, но это не то, что происходит в реальности. 2 PBR материала используют гораздо более сложную математику, чтобы приблизиться к тому, что на самом деле происходит в реальном мире.

Первый - MeshStandardMaterial. Самая большая разница с MeshPhongMaterial и MeshStandardMaterial - использование различных параметров. У MeshPhongMaterial была shininess настройка. MeshStandardMaterial имеет 2 настройки roughness и metalness.

По простому шероховатость roughness это противоположность shininess. Что-то с высокой шероховатостью, например, баскетбольный мяч не имеет жестких отражений, а что-то не грубое, как бильярдный шар, очень блестящий. Шероховатость задается в интервале от 0 до 1.

Другая настройка - metalness. Она говорит о том, насколько металлический материал. Металлы ведут себя иначе, чем неметаллы, и поэтому этот параметр изменяется от 0 для не металла вообще, до единицы - 100% металла.

Вот краткий пример MeshStandardMaterial с roughness от 0 до 1 поперёк и metalness от 0 до 1 вниз.

MeshPhysicalMaterial же самое, что и MeshStandardMaterial но он добавляет clearcoat параметр, который идет от 0 до 1 для определения степени применения слоя глянцевого покрытия, и clearCoatRoughness параметр, который указывает, насколько шероховатым является слой глянца.

Вот та же сетка roughness по metalness как и до этого, но с clearcoat и clearCoatRoughness.

Различные стандартные материалы от самых быстрых к самым медленным: MeshBasicMaterialMeshLambertMaterialMeshPhongMaterialMeshStandardMaterialMeshPhysicalMaterial. Более медленные материалы могут создавать более реалистичные сцены, но вам может потребоваться писать дополнительный код, чтобы использовать более быстрые материалы на маломощных или мобильных устройствах.

Есть 3 материала, которые имеют специальное использование. ShadowMaterial используется для получения данных, созданных из теней. Мы еще не изучали тени. Когда мы это сделаем, мы будем использовать этот материал, чтобы оценить, что происходит за кулисами.

MeshDepthMaterial отрисовывает глубину каждого пикселя, где пиксели при отрицательном near камеры равны 0 и при отрицательном far равны 1. Некоторые специальные эффекты могут использовать эти данные , которые мы получим в в другое время.

The MeshNormalMaterial Покажет вам нормали геометрии. Нормали - это направление конкретного треугольника или грани пикселя. MeshNormalMaterial рисует пространство просмотра нормалей (нормали относительно камеры). x - красный, y - зеленый и z - синий, поэтому грани, направленные вправо, будут красного цвета, «вверх» - будут зеленого цвета, а к экрану будут синие.

ShaderMaterial предназначен для изготовления нестандартных материалов с использованием шейдерной системы three.js. RawShaderMaterial предназначен для создания полностью пользовательских шейдеров без помощи three.js. Обе эти темы большие и будут рассмотрены позже.

Большинство материалов имеют множество настроек, определенных Material. Посмотрите документацию по ним, и давайте рассмотрим два наиболее часто используемых свойства.

flatShading: выглядит ли объект граненным или гладким. По умолчанию = false.

flatShading: false
flatShading: true

side: какие стороны треугольников показать. По умолчанию = THREE.FrontSide. Другие варианты - THREE.BackSide и THREE.DoubleSide (с обеих сторон). Большинство трехмерных объектов, нарисованных в three, вероятно, являются непрозрачными твердыми телами, поэтому не нужно рисовать задние стороны (стороны, обращенные внутрь твердого тела). Наиболее распространенная причина установки side

  • для плоскостей или других нетвердых объектов, где обычно видны задние стороны треугольников.

Вот 6 плоскостей с THREE.FrontSide и THREE.DoubleSide.

side: THREE.FrontSide
side: THREE.DoubleSide

С материалами действительно есть над чем поразмыслить, и нам еще многое предстоит сделать. Мы в основном игнорировали текстуры, которые открывают множество свойств. Прежде чем мы рассмотрим текстуры, мы должны сделать перерыв и обсудить настройку разрабочего окружения

material.needsUpdate

Эта тема редко затрагивает большинство приложений three.js, но для общей информированности... Three.js применяет настройки материала, когда материал используется, где "используется" значит "что-то отрисовывается с использованием материала". Некоторые настройки материала применяются только один раз, так как их изменение требует много работы с three.js. В этих случаях вам нужно указать material.needsUpdate = true чтобы three.js применил ваши существенные изменения. Наиболее распространенные настройки, которые необходимо установить, needsUpdate если вы измените настройки после использования материала:

  • flatShading
  • добавление или удаление текстуры.

    Смена текстуры - это нормально, но если вы хотите переключиться с использования без текстуры на использование текстуры или с использования текстуры на использование без текстуры, то вам нужно установить needsUpdate = true.

    В случае перехода от текстуры к "без текстуры" часто просто лучше использовать белую текстуру 1x1 пикселей.

Как упоминалось выше, большинство приложений никогда не сталкиваются с этими проблемами. Большинство приложений не переключаются между flat shaded и не flat shaded. Большинство приложений либо используют текстуры либо сплошной цвет для одного и того же материала, они редко переключаются с использования одного на использование другого.

Нашли ошибку? Создайте issue на github.
comments powered by Disqus

Table of Contents

threejsfundamentals.org

Three.js Materials

This article is part of a series of articles about three.js. The first article is three.js fundamentals. If you haven't read that yet and you're new to three.js you might want to consider starting there.

Three.js provides several types of materials. They define how objects will appear in the scene. Which materials you use really depends on what you're trying to accomplish.

There are 2 ways to set most material properties. One at creation time which we've seen before.

const material = new THREE.MeshPhongMaterial({
  color: 0xFF0000,    // red (can also use a CSS color string here)
  flatShading: true,
});

The other is after creation

const material = new THREE.MeshPhongMaterial();
material.color.setHSL(0, 1, .5);  // red
material.flatShading = true;

note that properties of type THREE.Color have multiple ways to be set.

material.color.set(0x00FFFF);    // same as CSS's #RRGGBB style
material.color.set(cssString);   // any CSS color, eg 'purple', '#F32', 
                                 // 'rgb(255, 127, 64)',
                                 // 'hsl(180, 50%, 25%)'
material.color.set(someColor)    // some other THREE.Color
material.color.setHSL(h, s, l)   // where h, s, and l are 0 to 1
material.color.setRGB(r, g, b)   // where r, g, and b are 0 to 1

And at creation time you can pass either a hex number or a CSS string

const m1 = new THREE.MeshBasicMaterial({color: 0xFF0000});         // red
const m2 = new THREE.MeshBasicMaterial({color: 'red'});            // red
const m3 = new THREE.MeshBasicMaterial({color: '#F00'});           // red
const m4 = new THREE.MeshBasicMaterial({color: 'rgb(255,0,0)'});   // red
const m5 = new THREE.MeshBasicMaterial({color: 'hsl(0,100%,50%)'); // red

So let's go over three.js's set of materials.

The MeshBasicMaterial is not affected by lights. The MeshLambertMaterial computes lighting only at the vertices vs the MeshPhongMaterial which computes lighting at every pixel. The MeshPhongMaterial also supports specular highlights.

Basic
Lambert
Phong
low-poly models with same materials

The shininess setting of the MeshPhongMaterial determines the shininess of the specular highlight. It defaults to 30.

shininess: 0
shininess: 30
shininess: 150

Note that setting the emissive property to a color on either a MeshLambertMaterial or a MeshPhongMaterial and setting the color to black (and shininess to 0 for phong) ends up looking just like the MeshBasicMaterial.

Basic
color: 'purple'
Lambert
color: 'black'
emissive: 'purple'
Phong
color: 'black'
emissive: 'purple'
shininess: 0

Why have all 3 when MeshPhongMaterial can do the same things as MeshBasicMaterial and MeshLambertMaterial? The reason is the more sophisticated material takes more GPU power to draw. On a slower GPU like say a mobile phone you might want to reduce the GPU power needed to draw your scene by using one of the less complex materials. It also follows that if you don't need the extra features then use the simplest material. If you don't need the lighting and the specular highlight then use the MeshBasicMaterial.

The MeshToonMaterial is similar to the MeshPhongMaterial with one big difference. Rather than shading smoothly it uses a gradient map (an X by 1 texture) to decide how to shade. The default uses a gradient map that is 70% brightness for the first 70% and 100% after but you can supply your own gradient map. This ends up giving a 2 tone look that looks like a cartoon.

Next up there are 2 physically based rendering materials. Physically Based Rendering is often abbreviated PBR.

The materials above use simple math to make materials that look 3D but they aren't what actually happens in real world. The 2 PBR materials use much more complex math to come close to what actually happens in the real world.

The first one is MeshStandardMaterial. The biggest difference between MeshPhongMaterial and MeshStandardMaterial is it uses different parameters. MeshPhongMaterial had a shininess setting. MeshStandardMaterial has 2 settings roughness and metalness.

At a basic level roughness is the opposite of shininess. Something that has a high roughness, like a baseball doesn't have hard reflections where as something that's not rough, like a billiard ball is very shiny. Roughness goes from 0 to 1.

The other setting, metalness, says how metal the material is. Metals behave differently than non-metals and so this setting goes from 0, not metal at all, to 1, 100% metal.

Here's a quick sample of MeshStandardMaterial with roughness from 0 to 1 across and metalness from 0 to 1 down.

The MeshPhysicalMaterial is same as the MeshStandardMaterial but it adds a clearCoat parameter that goes from 0 to 1 for how much to apply a clearcoat gloss layer and a clearCoatRoughness parameter that specifies how rough the gloss layer is.

Here's the same grid of roughness by metalness as above but with clearCoat and clearCoatRoughness settings.

The various standard materials progress from fastest to slowest MeshBasicMaterialMeshLambertMaterialMeshPhongMaterialMeshStandardMaterialMeshPhysicalMaterial. The slower materials can make more realistic looking scenes but you might need to design your code to use the faster materials on low powered or mobile machines.

There are 3 materials that have special uses. ShadowMaterial is used to get the data created from shadows. We haven't covered shadows yet. When we do we'll use this material to take a peak at what's happening behind the scenes.

The MeshDepthMaterial renders the depth of each pixel where pixels at negative near of the camera are 0 and negative far are 1. Certain special effects can use this data which we'll get into at another time.

The MeshNormalMaterial will show you the normals of geometry. Normals are the direction a particular triangle or pixel faces. MeshNormalMaterial draws the view space normals. (the normals relative to the camera). x is red, y is green, and z is blue so things facing to the right will be red, up will be green, and toward the screen will be blue.

ShaderMaterial is for making custom materials using three.js shader system. RawShaderMaterial is for making entirely custom shaders with no help from three.js. Both of these topics are large and will be covered later.

Most materials share a bunch of settings all defined by Material. See the docs for all of them but let's go over two of the most commonly used properties.

flatShading: whether or not the object looks faceted or smooth. default = false.

flatShading: false
flatShading: true

side: which sides of triangles to show. The default is THREE.FrontSide. Other options are THREE.BackSide and THREE.DoubleSide (both sides). Most 3D objects drawn in three are probably opaque solids so the back sides (the sides facing inside the solid) do not need to be drawn. The most common reason to set side is for planes or other non-solid objects where it is common to see the back sides of triangles.

Here are 6 planes drawn with THREE.FrontSide and THREE.DoubleSide.

side: THREE.FrontSide
side: THREE.DoubleSide

There's really a lot to consider with materials and we actually still have a bunch more to go. In particular we've mostly ignored textures which open up a whole slew of options. Before we cover textures though we need to take a break and cover setting up your development environment

material.needsUpdate

This topic rarely affects most three.js apps but just as an FYI... Three.js applies material settings when a material is used where "used" means "something is rendered that uses the material". Some material settings are only applied once as changing them requires lots of work by three.js. In those cases you need to set material.needsUpdate = true to tell three.js to apply your material changes. The most common settings that require you to set needsUpdate if you change the settings after using the material are:

  • flatShading
  • adding or removing a texture.

    Changing a texture is ok, but if want switch from using no texture to using a texture or from using a texture to using no texture then you need to set needsUpdate = true.

    In the case of going from texture to no-texture it is often just better to use a 1x1 pixel white texture.

As mentioned above most apps never run into these issues. Most apps do not switch between flat shaded and non flat shaded. Most apps also either use textures or a solid color for a given material, they rarely switch from using one to using the other.

Questions? Ask on stackoverflow.
Suggestion? Request? Issue? Bug?
comments powered by Disqus