Оглавление

threejsfundamentals.org

Fix, Fork, Contribute

Примитивы Three.js

Эта статья является частью серии статей о three.js. Первая была об основах. Если вы её еще не читали, советую вам сделать это.

Three.js имеет большое количество примитивов. Примитивы, как правило, представляют собой трехмерные фигуры, которые генерируются во время выполнения с помощью набора параметров.

Примитивы используются для таких вещей, как сфера для глобуса или куча прямоугольников для рисования трехмерного графика. Особенно часто используются примитивы для экспериментов и начала работы с 3D. Для большинства 3D-приложений художник чаще всего создает 3D-модели в программе 3D-моделирования. Позже в этой серии мы рассмотрим создание и загрузку данных из нескольких программ 3D-моделирования. А сейчас давайте рассмотрим некоторые из доступных примитивов.

Прямоугольный параллелепипед
Круг
Конус
Цилиндр
Додекаэдр (12 граней)
Выдавленная 2d фигура с скругленными краями. Здесь мы выдавливаем форму сердца. Обратите внимание, это основа для TextGeometry и TextGeometry соответственно.
Икосаэдр (20 граней)
Форма, созданная вращением линии. Например, лампы, кегли для боулинга, свечи, подсвечники, бокалы для вина, стаканы для питья и т. Д. Вы указываете 2-мерный силуэт в виде серии точек, а затем указываете three.js , сколько секций нужно сделать, когда он вращает силуэт вокруг оси.
Октаэдр (8 граней)
Поверхность, созданная путем предоставления функции, которая берет 2d точку из сетки и возвращает соответствующую 3d точку.
2D плоскость
Берет набор треугольников с центром вокруг точки и проецирует их на сферу
2D диск с отверстием в центре
2D контур, который строится из треугольников
Сфера
Тераэдр (4 грани)
3D-текст, сгенерированный из 3D-шрифта и строки
Тор (пончик)
Торический узел
Труба - круг проходящий путь
Вспомогательный объект, который принимает другую геометрию в качестве входных данных и генерирует ребра, только если угол между гранями больше некоторого порога. Например, если вы посмотрите на прямоугольник сверху, он показывает линию, проходящую через каждую грань, показывая каждый треугольник, из которого состоит прямоугольник. Используя EdgesGeometry, вместо этого удаляются средние линии.
Создает геометрию, которая содержит один отрезок (2 точки) на ребро в заданной геометрии. Без этого вы часто теряете ребра или получаете дополнительные ребра, поскольку WebGL обычно требует 2 точки на отрезок. Например, если бы у вас был только один треугольник, было бы только 3 очка. Если вы попытаетесь нарисовать его, используя материал с wireframe: true вы получите только одну линию. А передача этой triangle geometry в WireframeGeometry создаст новую геометрию, которая имеет 3 отрезка линий, используя 6 точек..

Мы рассмотрим создание пользовательской геометрии в другой статье. А пока давайте создадим пример создания каждого типа примитива. Начнем с примеров из предыдущей статьи.

Близ вершины давайте установим цвет фона в светло-серый

const scene = new THREE.Scene();
+scene.background = new THREE.Color(0xAAAAAA);

Камера должна изменить положение, чтобы мы могли видеть все объекты.

-const fov = 75;
+const fov = 40;
const aspect = 2;  // the canvas default
const near = 0.1;
-const far = 5;
+const far = 1000;
const camera = new THREE.PerspectiveCamera(fov, aspect, near, far);
-camera.position.z = 2;
+camera.position.z = 120;

Давайте добавим функцию, addObject, которая добавляет объект Object3D на сцену в позицию x, y.

const objects = [];
const spread = 15;

function addObject(x, y, obj) {
  obj.position.x = x * spread;
  obj.position.y = y * spread;

  scene.add(obj);
  objects.push(obj);
}

Давайте также сделаем функцию для создания случайно раскрашенного материала. Мы будем использовать особенность Color которая позволяет вам установить цвет на основе оттенка, насыщенности и яркости (hue, saturation, luminance).

hue идет от 0 до 1 вокруг цветового круга с красным на 0, зеленым на .33 и синим на .66. saturation изменяется от 0 до 1, где 0 не имеет цвета, а 1 наиболее насыщен. luminance изменяется от 0 до 1, где 0 - черный, 1 - белый, а 0.5 максимальное количество цвета. Другими словами, luminance от 0,0 до 0,5 цвет будет изменяться с черного на hue. От 0,5 до 1,0 цвет изменится hue на белый.

function createMaterial() {
  const material = new THREE.MeshPhongMaterial({
    side: THREE.DoubleSide,
  });

  const hue = Math.random();
  const saturation = 1;
  const luminance = .5;
  material.color.setHSL(hue, saturation, luminance);

  return material;
}

Мы также передаем материалу side: THREE.DoubleSide. Это говорит three нарисовать обе стороны треугольников, которые составляют форму. Для сплошной (solid) формы, такой как сфера или куб, обычно нет причин рисовать задние стороны треугольников, поскольку все они обращены внутрь фигуры. В нашем случае мы рисуем несколько вещей, таких как PlaneGeometry и ShapeGeometry которые являются двухмерными и поэтому не имеют внутренней части. Без установки side: THREE.DoubleSide они исчезнут, при взгляде на их задние стороны.

Я должен отметить, что отрисовка быстрее, когда не установлено side: THREE.DoubleSide в реальной работе, мы бы устанавливали его только для материалов, которые действительно в этом нуждаются, но в этом случае мы не рисуем слишком много, поэтому нет причин для беспокойства.

Давайте создадим функцию addSolidGeometry, которой мы передадим геометрию, и она создаст случайно раскрашенный материал createMaterial и addObject добавит его в сцену.

function addSolidGeometry(x, y, geometry) {
  const mesh = new THREE.Mesh(geometry, createMaterial());
  addObject(x, y, mesh);
}

Теперь мы можем использовать это для большинства примитивов, которые мы создаем. Например, создание прямоугольного параллелепипеда

{
  const width = 8;
  const height = 8;
  const depth = 8;
  addSolidGeometry(-2, -2, new THREE.BoxGeometry(width, height, depth));
}

Если вы посмотрите на код ниже, вы увидите похожую часть для каждого типа геометрии.

Вот результат:

Есть несколько заметных исключений из шаблона выше. Самым большим, вероятно, является TextGeometry. Он должен загрузить данные 3D шрифта, прежде чем он сможет сгенерировать сетку для текста. Эти данные загружаются асинхронно, поэтому нам нужно дождаться их загрузки, прежде чем пытаться создать геометрию. Вы можете увидеть ниже, мы создаем FontLoader и передаем его URL нашему шрифту и обратному вызову (callback). Обратный вызов срабатывает после загрузки шрифта. В обратном вызове мы создаем геометрию и вызываем addObject, чтобы добавить к ней сцену.

{
  const loader = new THREE.FontLoader();
  loader.load('../resources/threejs/fonts/helvetiker_regular.typeface.json', (font) => {
    const geometry = new THREE.TextGeometry('three.js', {
      font: font,
      size: 3.0,
      height: .2,
      curveSegments: 12,
      bevelEnabled: true,
      bevelThickness: 0.15,
      bevelSize: .3,
      bevelSegments: 5,
    });
    const mesh = new THREE.Mesh(geometry, createMaterial());
    geometry.computeBoundingBox();
    geometry.boundingBox.getCenter(mesh.position).multiplyScalar(-1);

    const parent = new THREE.Object3D();
    parent.add(mesh);

    addObject(-1, 1, parent);
  });
}

Есть еще одно отличие. Мы хотим вращать текст вокруг его центра, но по умолчанию three.js создает текст таким образом, чтобы его центр вращения находился на левом краю. Чтобы обойти это, мы можем попросить three.js вычислить ограничивающую рамку (bounding box) геометрии. Затем мы можем вызвать getCenter метод bounding box и передать ему объект позиции нашей полигональной сетки (mesh). getCenter копирует центр коробки в указанное положение. Он также возвращает объект position, поэтому мы можем вызвать multiplyScaler(-1) для позиционирования всего объекта таким образом, чтобы его центр вращения находился в центре объекта.

Если бы мы тогда просто вызвали addSolidGeometry как в предыдущих примерах, это снова установило бы позицию, что не годится. Итак, в этом случае мы создаем Object3D стандартный узел для графа сцены three.js. Mesh так же наследуется от Object3D. Мы рассмотрим, как работает график сцены, в другой статье. На данный момент достаточно знать, что, как и DOM-узлы, дети рисуются относительно своего родителя. Сделав Object3D и сделав нашу сетку дочерней по отношению к этому, мы можем расположить Object3D в то место, где мы хотим, и при этом сохранить смещение центра, которое мы установили раньше.

Если бы мы этого не делали, текст был бы оторван от центра.

Обратите внимание, что то что слева не вращается вокруг своего центра, как то, что справа.

Другие исключения - это 2-строчные примеры для EdgesGeometry и WireframeGeometry. Вместо того, чтобы вызвать addSolidGeometry они вызвают addLineGeomtry который выглядит так

function addLineGeometry(x, y, geometry) {
  const material = new THREE.LineBasicMaterial({color: 0x000000});
  const mesh = new THREE.LineSegments(geometry, material);
  addObject(x, y, mesh);
}

Он создает черный цвет LineBasicMaterial, а затем создает LineSegments, который является оберткой Mesh, который помогает three знать, что вы отрисовываете отрезки линии (2 точки на отрезок).

Каждый из примитивов имеет несколько параметров, которые вы можете передать при создании, и лучше всего посмотреть в документации по всем из них, а не повторять их здесь. Вы также можете нажать на ссылку выше рядом с каждой фигурой, чтобы перейти непосредственно к документам для этой фигурой.

Еще одна важная вещь - это то, что почти все фигуры имеют различные настройки того, как их разделить на полигоны. Хорошим примером может служить геометрия сферы. Сферы берут параметры для количества делений вокруг и количества делений сверху вниз. Например

Первая сфера имеет 5 сегментов вокруг и 3 высоты, что составляет 15 сегментов или 30 треугольников. Вторая сфера имеет 24 сегмента на 10. Это 240 сегментов или 480 треугольников. Последний имеет 50 на 50, что составляет 2500 сегментов или 5000 треугольников.

Вам решать, сколько сегментов вам нужно. Может показаться, что вам нужно большое количество сегментов, но удалите линии и плоскую штриховку, и мы получим это

Сейчас не очень понятно, что тот, который справа с 5000 треугольниками, полностью лучше, чем тот, что в середине с 480. Если вы рисуете только несколько сфер, как, например, один глобус для карты земли, то одна сфера из 10000 треугольников - неплохой выбор. Если, с другой стороны, вы пытаетесь нарисовать 1000 сфер, то 1000 сфер на 10000 треугольников каждый - это 10 миллионов треугольников. Для плавной анимации вам нужно, чтобы браузер рисовал со скоростью 60 кадров в секунду, поэтому вы должны просить браузер рисовать 600 миллионов треугольников в секунду. Это много вычислений.

Иногда выбрать легко. Например, вы можете выбрать разделение для плоскости.

Плоскость слева - это 2 треугольника. Плоскость справа - это 200 треугольников. В отличие от сферы, в большинстве случаев использования плоскости действительно нет компромисса в качестве. Скорее всего, вы подразделяете плоскость только в том случае, если вы хотите изменить или деформировать её каким-либо образом. Для Box аналогично.

Итак, выберите то, что подходит для вашей ситуации. Чем меньше разбиений вы выберете, тем более вероятно, что все будет работать гладко и тем меньше памяти они будут занимать. Вы должны решить для себя, каков правильный компромисс для вашей конкретной ситуации.

Далее давайте рассмотрим как работает граф сцены и как его использовать.

Нашли ошибку? Создайте issue на github.
comments powered by Disqus

Table of Contents

threejsfundamentals.org

Three.js Primitives

This article is one in a series of articles about three.js. The first article was about fundamentals. If you haven't read that yet you might want to start there.

Three.js has a large number of primitives. Primitives are generally 3D shapes that are generated at runtime with a bunch of parameters.

It's common to use primitives for things like a sphere for globe or a bunch of boxes to draw a 3D graph. It's especially common to use primitives to experiment and get started with 3D. For the majority if 3D apps it's more common to have an artist make 3D models in a 3D modeling program. Later in this series we'll cover making and loading data from several 3D modeling programs. For now let's go over some of the available primitives.

A Box
A flat circle
A Cone
A Cylinder
A dodecahedron (12 sides)
An extruded 2d shape with optional bevelling. Here we are extruding a heart shape. Note this is the basis for TextBufferGeometry and TextGeometry respectively.
An icosahedron (20 sides)
A shape generated by spinning a line. Examples would lamps, bowling pins, candles, candle holders, wine glasses, drinking glasses, etc... You provide the 2d silhouette as series of points and then tell three.js how many subdivisions to make as it spins the silhouette around an axis.
An Octahedron (8 sides)
A surface generated by providing a function that takes a 2d point from a grid and returns the corresponding 3d point.
A 2D plane
Takes a set of triangles centered around a point and projects them onto a sphere
A 2D disc with a hole in the center
A 2d outline that gets triangulated
A sphere
A terahedron (4 sides)
3D Text generated from a 3D font and a string
A torus (donut)
A torus knot
A circle traced down a path
A helper object that takes another geometry as input and generates edges only if the angle between faces is greater than some threshold. For example if you look at the box at the top it shows a line going through each face showing every triangle that makes the box. Using an EdgesGeometry instead the middle lines are removed.
Generates geometry that contains one line segment (2 points) per edge in the given geometry. With out this you'd often be missing edges or get extra edges since WebGL generally requires 2 points per line segment. For example if all you had was a single triangle there would only be 3 points. If you tried to draw it using a material with wireframe: true you would only get a single line. Passing that triangle geometry to a WireframeGeometry will generate a new Geometry that has 3 lines segments using 6 points..

You might notice of most of them come in pairs of Geometry or BufferGeometry. The difference between the 2 types is effectively flexibility vs performance.

BufferGeometry based primitives are the performance oriented types. The vertices for the geometry are generated directly into an efficient typed array format ready to be uploaded to the GPU for rendering. This means they are faster to start up and take less memory but if you want to modify their data they take what is often considered more complex programming to manipulate.

Geometry based primitives are the more flexible, easier to manipulate type. They are built from JavaScript based classes like Vector3 for 3D points, Face3 for triangles. They take quite a bit of memory and before they can be rendered three.js will need to convert them to something similar to the corresponding BufferGeometry representation.

If you know you are not going to manipulate a primitive or if you're comfortable doing the math to manipulate their internals then it's best to go with the BufferGeometry based primitives. If on the other hand you want to change a few things before rendering you might find the Geometry based primitives easier to deal with.

As an simple example a BufferGeometry can not have new vertices easily added. The number of vertices used is decided at creation time, storage is created, and then data for vertices are filled in. Where as for Geometry you can add vertices as you go.

We'll go over creating custom geometry in another article. For now let's make an example creating each type of primitive. We'll start with the examples from the previous article.

Near the top let's set a background color

const scene = new THREE.Scene();
+scene.background = new THREE.Color(0xAAAAAA);

This tells three.js to clear to lightish gray.

The camera needs to change position so that we can see all the objects.

-const fov = 75;
+const fov = 40;
const aspect = 2;  // the canvas default
const near = 0.1;
-const far = 5;
+const far = 1000;
const camera = new THREE.PerspectiveCamera(fov, aspect, near, far);
-camera.position.z = 2;
+camera.position.z = 120;

Let's add a function, addObject, that takes an x, y position and an Object3D and adds the object to the scene.

const objects = [];
const spread = 15;

function addObject(x, y, obj) {
  obj.position.x = x * spread;
  obj.position.y = y * spread;

  scene.add(obj);
  objects.push(obj);
}

Let's also make a function to create a random colored material. We'll use a feature of Color that lets you set a color based on hue, saturation, and luminance.

hue goes from 0 to 1 around the color wheel with red at 0, green at .33 and blue at .66. saturation goes from 0 to 1 with 0 having no color and 1 being most saturated. luminance goes from 0 to 1 with 0 being black, 1 being white and 0.5 being the maximum amount of color. In other words as luminance goes from 0.0 to 0.5 the color will go from black to hue. From 0.5 to 1.0 the color will go from hue to white.

function createMaterial() {
  const material = new THREE.MeshPhongMaterial({
    side: THREE.DoubleSide,
  });

  const hue = Math.random();
  const saturation = 1;
  const luminance = .5;
  material.color.setHSL(hue, saturation, luminance);

  return material;
}

We also passed side: THREE.DoubleSide to the material. This tells three to draw both sides of the triangles that make up a shape. For a solid shape like a sphere or a cube there's usually no reason to draw the back sides of triangles as they all face inside the shape. In our case though we are drawing a few things like the PlaneBufferGeometry and the ShapeBufferGeometry which are 2 dimensional and so have no inside. Without setting side: THREE.DoubleSide they would disappear when looking at their back sides.

I should note that it's faster to draw when not setting side: THREE.DoubleSide so ideally we'd set it only on the materials that really need it but in this case we are not drawing too much so there isn't much reason to worry about it.

Let's make a function, addSolidGeometry, that we pass a geometry and it creates a random colored material via createMaterial and adds it to the scene via addObject.

function addSolidGeometry(x, y, geometry) {
  const mesh = new THREE.Mesh(geometry, createMaterial());
  addObject(x, y, mesh);
}

Now we can use this for the majority of the primitives we create. For example creating a box

{
  const width = 8;
  const height = 8;
  const depth = 8;
  addSolidGeometry(-2, -2, new THREE.BoxBufferGeometry(width, height, depth));
}

If you look in the code below you'll see a similar section for each type of geometry.

Here's the result:

There are a couple of notable exceptions to the pattern above. The biggest is probably the TextBufferGeometry. It needs to load 3D font data before it can generate a mesh for the text. That data loads asynchronously so we need to wait for it to load before trying to create the geometry. You can see below we create a FontLoader and pass it the url to our font and a callback. The callback is called after the font loads. In the callback we create the geometry and call addObject to add it the scene.

{
  const loader = new THREE.FontLoader();
  loader.load('resources/threejs/fonts/helvetiker_regular.typeface.json', (font) => {
    const geometry = new THREE.TextBufferGeometry('three.js', {
      font: font,
      size: 3.0,
      height: .2,
      curveSegments: 12,
      bevelEnabled: true,
      bevelThickness: 0.15,
      bevelSize: .3,
      bevelSegments: 5,
    });
    const mesh = new THREE.Mesh(geometry, createMaterial());
    geometry.computeBoundingBox();
    geometry.boundingBox.getCenter(mesh.position).multiplyScalar(-1);

    const parent = new THREE.Object3D();
    parent.add(mesh);

    addObject(-1, 1, parent);
  });
}

There's one other difference. We want to spin the text around its center but by default three.js creates the text such that its center of rotation is on the left edge. To work around this we can ask three.js to compute the bounding box of the geometry. We can then call the getCenter method of the bounding box and pass it our mesh's position object. getCenter copies the center of the box into the position. It also returns the position object so we can call multiplyScaler(-1) to position the entire object such that its center of rotation is at the center of the object.

If we then just called addSolidGeometry like with previous examples it would set the position again which is no good. So, in this case we create an Object3D which is the standard node for the three.js scene graph. Mesh is inherited from Object3D as well. We'll cover how the scene graph works in another article. For now it's enough to know that like DOM nodes, children are drawn relative to their parent. By making an Object3D and making our mesh a child of that we can position the Object3D where ever we want and still keep the center offset we set earilier.

If we didn't do this the text would spin off center.

Notice the one on the left is not spinning around its center where as the one on the right is.

The other exceptions are the 2 line based examples for EdgesGeometry and WireframeGeometry. Instead of calling addSolidGeometry they call addLineGeomtry which looks like this

function addLineGeometry(x, y, geometry) {
  const material = new THREE.LineBasicMaterial({color: 0x000000});
  const mesh = new THREE.LineSegments(geometry, material);
  addObject(x, y, mesh);
}

It creates a black LineBasicMaterial and then creates a LineSegments object which is a wrapper for Mesh that helps three know you're rendering line segments (2 points per segment).

Each of the primitives has several parameters you can pass on creation and it's best to look in the documentation for all of them rather than repeat them here. You can also click the links above next to each shape to take you directly to the docs for that shape.

One other thing that's important to cover is that almost all shapes have various settings for how much to subdivide them. A good example might be the sphere geometries. Spheres take parameters for how many divisions to make around and how many top to bottom. For example

The first sphere has 5 segments around and 3 high which is 15 segments or 30 triangles. The second sphere has 24 segments by 10. That's 240 segments or 480 triangles. The last one has 50 by 50 which is 2500 segments or 5000 triangles.

It's up to you to decide how many subdivisions you need. It might look like you need a high number of segments but remove the lines and the flat shading and we get this

It's now not so clear that the one on the right with 5000 triangles is entirely better than the one in the middle with only 480. If you're only drawing a few spheres, like say a single globe for a map of the earth, then a single 10000 triangle sphere is not a bad choice. If on the otherhand you're trying to draw 1000 spheres then 1000 spheres times 10000 triangles each is 10 million triangles. To animate smoothly you need the browser to draw at 60 frames a second so you'd be asking the browser to draw 600 million triangles per second. That's a lot of computing.

Sometimes it's easy to choose. For example you can also choose to subdivide a plane.

The plane on the left is 2 triangles. The plane on the right is 200 triangles. Unlike the sphere there is really no trade off in quality for most use cases of a plane. You'd most likely only subdivide a plane if you expected to want to modify or warp it in some way. A box is similar.

So, choose whatever is appropriate for your situation. The less subdivisions you choose the more likely things will run smoothly and the less memory they'll take. You'll have to decide for yourself what the correct tradeoff is for your particular siutation.

Next up let's go over how three's scene graph works and how to use it.

Questions? Ask on stackoverflow.
Suggestion? Request? Issue? Bug?
comments powered by Disqus